О беседах о войне с детьми и подростками

То, что беседовать о войне с детьми и подростками надо, очевидно! Вот такой пример.

Сейчас в каждом уважающем себя поселке, есть памятный обелиск в честь погибших на фронте. Есть они и возле многих школ.

Представьте себе такой небольшой монумент на площади возле школы. Он больше похож на надгробный памятник (без скульптуры), только каска лежит на уровне земли.

И вот какой-то мальчишка, еще дошкольного возраста, крутится вокруг, пытается его “оседлать” (но все же высоковато ему). Для него этот монумент, как объект игры.

Бабушка на него прикрикнула, что здесь нельзя играть, это ведь памятник! Но мальчишке совсем не хочется слушать (он, видно, вообще не понимает в чем суть памятника). Наверное, он видел раньше только скульптуры веселых детей в парке.

“Здесь в память о солдатах памятник! Вот, видишь солдатская каска лежит! Нельзя здесь ходить!” — строго повторяет ему бабушка.

Наконец, вышла из школы старшая сестра мальчика и все втроем пошли домой.

Это — реальная история, потому что это были: я и мой 5-летний внук.

Тогда я решила безотлагательно провести с детьми беседу о войне.

Старшая внучка училась в первом классе и я ей читала годом раньше свой рассказ “История Вани Власова” о сложной судьбе маленького мальчика в военные годы. Он опубликован на сайте «Проза. ру» (см. баннер).

Наталия Кушнирская на сервере Проза.ру

Теперь я решила перечитать его обоим.

После чтения я рассказала, что воевал мой дед и он погиб на войне. Почти все мужчины были тогда на войне, и мой отец тоже воевал. Он был командиром пушечного взвода (слово  “артиллерийского” детям не понятно).

“Он тоже погиб?” — сразу спросила внучка.

“Нет, — говорю - он остался живой и брал Берлин — столицу Германии. А, когда наши победили, война окончилась, он вернулся домой.

Тогда он был молодой, как ваш папа сейчас. Он женился и потом родилась я. А умер он не так давно, когда тебе был один годик”, — рассказала я и показала военные фотографии и ордена.

Мой отец, Приймак В.Т.

Моя внучка — первоклашка очень внимательно слушала. А у внука не хватало усидчивости, он уже юлой крутился на кушетке, но ордена (реально, что можно было подержать в руках) ему понравились, и весь остаток дня он был очень послушным.

                          Орден Отечественной Войны

Внучка, конечно же, рассказала вечером все маме, видно было, что мой рассказ на нее произвел большое впечатление. Это было в прошлом году.

А в этом году только я подумала, чтобы еще рассказать внукам про войну, как дочка мне сообщила, что внучка поведала ей о том, что очень боится бомбежек.

Дочка пыталась ее разговорить, сказала, что мы победили в войне, у нас теперь есть атомное оружие, очень сильное и страшное, поэтому на нас сейчас побоятся нападать.

Но какой-то органический страх еще остался у внучки настолько, что она не захотела (побоялась) идти на праздничный концерт в школе перед 9 мая, боится, что там опять про что-то страшное будут говорить (уж не знаю, что им успели там наговорить).

Вот так, говорить надо о войне, но страху особенно не надо нагонять.

Надо вселить уверенность, что войны у нас больше не будет.

Важно подчеркнуть, что на нашу страну напали,

а мы — оборонялись и мы - победили.

“Броня крепка и танки наши быстры” и “наша армия нас бережет!”

Можно даже показать видео запись запуска крылатых ракет с Каспийского моря по террористам (это совсем не страшное, даже красивое видео):

А, если ребенку меньше 5 лет, то и беседы  с ним ведутся проще.

Вполне естественно — пойти с ребенком на ближайшее праздничное мероприятие (чаще всего это — праздничный концерт в парке).

Ребенок увидит нарядных дедушек с орденами и цветами, услышит музыку, будет радоваться фейерверку и, конечно, спросит, что это за праздник.

Возможно, что его заинтересует, почему детей не поздравляют и подарки не дают, а поздравляют стареньких дедушек.

Если ребенку 3 года, то можно просто сказать, что это — “дедушкин праздник” (точнее — прадедушкин), что это — праздник всех очень стареньких дедушек и мы все за них радуемся. Пожалуй, больше для этого возраста ничего говорить не надо!

А, если ребенку 4 года, то для того, чтобы объяснить, что это за праздник, можно провести аналогию с мультфильмом на военную тему, который смотрел ребенок. Например, мультфильм про Илью Муромца.

Тут не может быть общих рекомендаций. Родители должны знать, что смотрят их дети и как реагируют на это. Сцены насилия сильно впечатляют детскую психику (это с одной стороны), а с другой стороны мы ведь не хотим пропагандировать насилие. Надо очень тонко чувствовать психику конкретного ребенка, чтобы понять, что можно ему рассказать про войну, а что пока рано рассказывать. (Чаще в этом возрасте ограничиваются изготовлением поздравительных открыток для дедушек).

Есть хороший добрый мультфильм про войну для детей (примерно от 6 — 7 лет) по сюжету Паустовского  »Солдатская сказка».

В некоторых детских садах в подготовительных группах играют в медсестер и раненных. Им рассказывают о самых значительных событиях на фронте.
Интересную реальную историю о самом маленьком солдате встретила я на страницах интернета.
Сереже Алешкову  было 5 с половиной лет, когда фашисты казнили его мать, а ему удалось сбежать в лес.
Там его нашли наши разведчики, голодного и замерзшего (была осень 1942 года).
Так он стал «сыном полка». Были у него и боевые заслуги.
О нем написана  книга «Шестилетний гвардеец». Правда, ее нет в электронном виде, но на многих сайтах пересказывается его история (ссылка в комментариях).
А с детьми примерно от 10 лет можно проводить уже более содержательные беседы, например, о пионерах — героях.

Вот, например, стихи о войне «Маленький солдат» А. Кардашова о защитнике Брестской крепости Пете Клыпе есть в интернете (кстати, он остался жив!).

Я помню, как когда-то плакала над книгой Льва Кассиля  «Улица младшего сына»  о Володе Дубинине. (В целом книга нормально читалась, нет в ней слишком страшных сцен. Только в самом конце мама его слышит взрыв — это он подорвался на мине.)

Может быть, в воспитательных целях и надо, чтобы немного поплакали дети?! Чтобы прочувствовали, чтобы сопереживали и ценили! (Ответ на вопрос: «С какого возраста можно так нагружать психику детей» — строго индивидуален!) 

Обычно детей школьного возраста (иногда и дошкольного) водят к памятникам возлагать цветы. И это очень хорошо — учить с мальства почитать памятники!

Надо сводить ребенка и на могилу его прадедушки. В каком возрасте впервые его туда повести решают сами родители.

Но мне кажется, что тянуть с этим до подросткового возраста, когда развивается нигилизм, не нужно. Именно для того, чтобы меньше было нигилизма у подростков, надо водить к могилам и памятникам детей, учить их уважать память старшего поколения и ценить подвиг дедов и прадедов, всего советского народа. В этом плане участие в марше “Бессмертный полк” — очень серьезное мероприятие!

Надо разъяснять подросткам звериную сущность фашизма, чтобы не появлялись записи типа: “За что воевал мой дед?! Теперь бы жил в Германии и катался бы на Мерсе!”

- Да, кто бы ему позволил! Для фашистов все, кроме немцев были люди второго сорта — ”унтерменшен”.

Вот, что надо разъяснять подросткам!

Кто был в оккупации может рассказать, как фашисты насильно угоняли на работу в Германию молодежь начиная с 16 лет (просто устраивали облавы).

Мою бабушку держали в застенках гестапо за то, что она скрывала свою дочь, не отдавала на работу немцам. А мама моя в то время пряталась у знакомых или родственников в подвалах или на чердаках (ей было тогда 16 лет).

Рассказать, как фашисты жгли дома при отступлении.

Рассказать о трагедиях в Хатыни и “Бабьем яру”, о тысячах погибших в концлагерях.

Фашистам нужны были рабы, а не разъезжающие на “Мерсах” бездельники!

Особенно впечатляет детей и подростков, когда в подобных событиях пострадали родственники.

Полезно сейчас вспомнить историю «Молодой гвардии» города Краснодона Луганской области. Не все, наверное, смотрели сериал «Молодая гвардия» в 2015 году. Старшеклассникам стоит его посмотреть (есть на youtube).

Тогда будет понятно, почему жители Донбасса, воспитанные на примере бесстрашной борьбы своих земляков с фашистами, теперь не хотят мириться с диктатом потомков пособников фашистов (Бандерой и Шухевичем).

Иногда имеет смысл не слишком сильно жалеть психику молодых, чтобы они знали, что такое зло и от кого оно исходит.

Как, например, фотографии жертв фашистского “шабаша” 2 мая в Одессе.

Только анализируя их, опытный человек, который профессионально занимается расследованием пожаров, сказал, что пожар в самом здании был не так значителен, чтобы от этого сгорели люди. Он обратил внимание на уцелевшие деревянные перила и деревянные экраны на батареях под окнами. Люди обгорели, отчего? От какого пламени ? (Если даже перила не горели?)

И у всех почему-то обожжены лица, волосы и ладони, а остальные части тела — незначительно. Поэтому напрашивается вывод, что жертвам в лицо и на волосы брызгали горючей смесью и поджигали, а те инстинктивно хватались руками за лицо и обжигали ладони. Продукты горения были ядовиты и люди быстро умирали. Поэтому эксперты могли сделать заключение, что они погибли от удушья (как будь-то бы не солгав).

Но согласитесь, что есть большая разница в том, был ли это пожар по неосторожности или людей специально поджигали, брызгая на волосы горючую смесь !!

И вот, чтобы донести эту информацию, надо было показать эти жуткие фотографии (это зрелище — после 18 лет).

А кто их не смотрел и не читал этих выводов, наслушался “либеральной” прессы, где пытались вообще сказать, что это даже не те трупы, а собрали их откуда-то после автокатастроф! Киевская пресса, конечно же, обвинила в поджоге “сепаратистов”.

Поэтому, чтобы российская молодежь правильно оценила ситуацию и не верила либеральным сказкам, а чтобы верила российской прессе и российскому президенту, надо рассказывать и показывать этот ужас, чтобы не допустить ничего подобного в нашей стране!

Интересную поисковую работу можно выполнить с детьми среднего и старшего школьного возраста, которые любят “сидеть” в интернете. (Мне об этом рассказали мои дети).

Можно совершенно точно узнать какими орденами награждены наши дедушки и прадедушки с подробным описанием боевых заслуг на сайте “Подвиг народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.» (общедоступный электронный банк документов Министерства обороны РФ) (про медали там нет информации). Сейчас функционируют 2 версии этого сайта, но видимо, на новую версию еще не переброшена вся информация, так как про своего отца я нашла сведения только на старой версии сайта.

Вот так выглядит старая версия этого сайта:

На новую версию легко переключиться : достаточно «кликнуть» по красному шрифту на экране вверху справа.

Вот как выглядит результат поиска про награды моего отца (это фото по «клику» открывается в большом формате):

Как видно, он награжден 4-мя орденами:

  • Орденом Красной Звезды;
  • Орденом Красного Знамени;
  • Орденом Александра Невского;
  • Орденом Отечественной войны II степени

Еще у него были медали:

  • «За отвагу»;
  • «За освобождение Варшавы»;
  • «За взятие Берлина»;
  • «За победу над Германией».

Более подробные сведения по каждому ордену можно получить, «кликнув» «мышкой» по соответствующей строчке на этом экране. 

Вот об ордене Александра Невского получаем ответ с копией наградного листа:

Вот увеличенная копия наградного листа с описанием боевых заслуг:

Также можно разыскать могилы, погибших в войне родственников, на сайте “Мемориал” (obd-memorial).

Очень наглядная интерактивная карта военных действий с рассказами ветеранов установлена на сайте “Победители”. Ее интересно посмотреть и школьникам и взрослым людям.

Завершить хочется музыкой и видео хроникой военных лет, что интересно посмотреть мальчикам почти любого возраста.

Музыка военных лет и советские фильмы о войне очень хорошо передают настроения той поры, их надо слушать и смотреть с детьми и подростками не только перед Днем Победы.

А после просмотра хорошо бы провести небольшую беседу не только о том, как война отразилась на судьбе родных и знакомых, как тяжело было всем: и на фронте, и в тылу, и в оккупации, а еще и о том, что сделал каждый для Великой Победы.

Понравилась статья ? Расскажите друзьям.
Приглашаю к общению

О беседах о войне с детьми и подростками: 34 комментария

  1. Рассказывать детям о войне и прививать уважение к тем, благодаря кому мы сейчас живем, действительно очень важно. И делать это надо с самого раннего возраста, конечно, в понятной и доступной для детей форме.

  2. Для меня еще очень неоднозначна эта тема — как рассказать детям о войне. Моему старшему сыну сейчас 5 лет, и кое-что он уже знает, конечно. Хотя я стараюсь сильно не углубляться в эту тему — больше отвечаю на его вопросы, нежели сама инициирую. Мне кажется, он может оказаться таким же чувствительным, как и Ваша внучка.
    9 мая были на концерте, где выступали дети (школьники). Одна девочка читала стихотворение, где по сюжету фашисту повели расстреливать мирных жителей, в том числе маму с сыном. И сын в последний момент все понял, и просил маму спасти их, что-то сделать. А делать — понятно, уже нечего. И там описаны все чувства, мамы и ребенка. Все так подробно. Я рыдала… И в очередной раз задумалась — а как воспринимает это детская психика? Мне, взрослой, очень тяжело это слушать. Страшно даже представить, чтобы в своей жизни что-то подобное произошло. А как дети?
    С другой стороны, и умалчивать бессмысленно. Это часть нашей жизни, нашей истории.

    • «История Вани Власова» как раз написана для детей: простым языком, без тяжелых подробностей и, главное, — с хорошим концом! Может быть, для 5 лет и рановато ее читать, а для 6 лет — вполне! (Это — индивидуально!)
      Про Сережу Алешкова — тоже с хорошим концом.

  3. Детям нужно рассказывать о войне, ведь это наша история. Особенно то, что касается прабабушек и прадедушек, которые воевали за наше счастливое будущее.

  4. Наталия, ты подняла очень нужную тему. Учитывая , что творится в мире, где все пропитано ложью,где все перевернуто с ног на голову похоже только Россия является островком совести . Миллионы жизней наших солдат-отцов,дедов.матерей положили свои жизни за освобождение Европы , а сейчас мы за это получили сапогом по морде. И сейчас наша главная задача воспитать наше будущее поколение почитающих и уважающих прошлое. Конечно, обязательно они должны знать про самое страшное время и про человеческий подвиг. Но как бы мы дома не старались приобщить их к правдивой истории, боюсь что в школе не все однозначно. Когда сосед пришел и говорит, что его сыну в школе преподают, что первый космонавт был амер, мне не по себе. Думаю, что это не случайно. Учитывая, что в наших Вузах преподают очень много либералов, я бы назвала их иудами мне становится не по себе. Будем делать что зависит от нас. РУСЬ ТАМ, ГДЕ СОВЕСТЬ!! .

  5. Согласна с вами, Наталья. Детям нужно рассказывать о войне. И не только про награды и подвиги, но про то что это страшно, больно, трудно.
    Наша дочка (6 лет) не хотела в этом году идти с нами на парад. Было очень холодно, но, главное ей больше хотелось с подружкой погулять. Сказала, что она уже была у памятника и цветочки положила (они с садиком накануне ходили). Побеседовали с ней на эту тему. На парад пошла, но всем видом показывала, что очень не довольна.
    Сейчас ищу, что можно ей почитать-посмотреть на эту тему. Ваша подборка как раз кстати.

  6. Наталья, здравствуйте! Многие родители щадят психику детей, а в итоге получают жестоких подростков, которые не знают историю и не умеют учиться на ее ошибках. Не знаю в каком возрасте наше поколение узнавало о войне, но меня не щадили, сколько себя помню, столько меня учили этой истории, столько я почитала всех участников войны. Тому же учу своих детей. Мне страшно, что могут (и растут) те поколения детей, которые абсолютно не имеют никакого представления о том, каким бывает зло, и что его нужно избегать, и что именно от них зависит будущее. Мы с моим пятилетним сыном говорим на такие темы, как, что мог чувствовать мальчик-герой перед смертью, готовый взорвать себя вместе с врагами? А другие дети в пять лет не знаю вообще, кто такие ветераны. И, конечно, не с таких разговоров мы начинали изучение темы войны. Но к пяти годам мой сын уже способен рассуждать на эти темы. Возможно, мои слова вызовут возмущение у тех, кто бережет детскую психику. Но сообщу удивительную вещь. Лет до пяти дети фактически не умеют ставить себя на место другого человека. И разговоры о войне нужно начинать раньше в 3-4 года. И не только разговоры, но и чтение книг, фильмы, мультфильмы, музеи, песни, памятники…. Все это раньше, а не позже. Чтобы ребенок не примерял на себя, тогда он постепенно проникается, начинает уважать, ценить, он будет знать и помнить, но при этом для него это не будет так страшно. Постепенно, нагруженный этими знаниями он перейдет к сопереживанию, но это не будет уже столь губительно, не ударит по психике. Мой младший сын с 2 лет знакомиться с историей Великой Отечественной, старшие с 3 лет. Все разные — и девочка, и мальчики, все со своими характерами и чувствительностью, но никто не боится. Каждый из них в большей или меньшей степени понимает ужасы войны и почему ее не должно быть. Мы хотим вырастить людей, которые будут любить свою Родину, беречь природу, уважать и ценить труд, дела других людей, сопереживать и поддерживать, а ведь знания о войне очень хорошо этому учат. Дети по мере взросления впитывают в себя это уважение, любовь, ценность человеческой жизни, ценность этого мира, который окружает нас, ведь они начинают понимать, что может этого и не быть. Так что я рекомендую начинать как можно раньше, конечно, дозировано, не обильные потоки информации, особенно аудиальной, а визульные образы, кинетичкские. И тогда к возрасту сопереживания ребенок уже будет знать много, относиться к этому более спокойно, а не принимать все так близко к сердцу, узнавая лавину информации, часто очень пугающей.

    • Спасибо! Не знала, что в 3-4 года дети легче переносят эту информацию, потому что не могут сопереживать!

    • Я не знала тоже о таких особенностях детской психики. Казалось всегда, что период сопереживания еще раньше начинается — может от ребенка к ребенку отличается?

  7. По территории Харьковщины война прокатилась 4 раза. Здесь прошли одни из самых кровопролитных боев. Сейчас Харьков -город Воинской Славы. Здесь живет достаточно участников войны, живет и память о прошедших событиях. По специфике нашей работы мы часто общаемся со школьниками . Рассказываем о военных событиях на территории Украины, об участии ветеранов и наших родных в войне, победе над нацизмом. восстановлении страны. Особенно внимательно нас воспринимают учащиеся до 8-9 класса. А старшие воспринимают больше на эмоциях. В этом году , выслушав стихи и речевки про Ленинград в классе, я просто стала рассказывать , как голодные харьковчане пытались пережить две зимы в городских каменных мешках. Это оказалось настолько доходчиво , что я не ожидала. А эмоции у ветеранов вызвали не столько подарки , сделанные школьниками, сколько детские рисунки с поздравлениями с Победой, как дети нарисовали эти события. И, конечно, наградные листы с описанием подвигов, подписью маршала Конева, Сталина-большой воспитательный момент в восприятии подростков. В том, что их родные навечно вошли в историю. А как и когда рассказать ребенку о родословной своей семьи, каждый родитель решит сам.. Сейчас со времени ВОВ растет четвертое поколение.

    • Да, рассказы людей о реальных военных историях бывает сильнее воздействуют, чем печатное слово, которому молодые сейчас не всегда доверяют, считая это чистой пропагандой.

  8. Вы так прочувствованно подошли к теме, статья получилась очень ёмкой и полезной. Я в детстве была в чём-то очень похожа на вашу внучку: в школе у меня была просто паника от песни «Вставай, страна огромная» (её включали на утренниках). Да, надо искать слова и темы (и даже песни), чтобы объяснение получилось неформальным… Кстати, как я не упиралась читать горячо рекомендованную бабушкой книжку «Васёк Трубачёв и его товарищи», когда я её в конце концов прочла (лет в 10-11-12 — точно не помню) — была под огромным впечатлением. В частности, от того, как обычные школьники оказались в совершенно изменившейся ситуации, как они себя повели, как похудел обычный толстячок — и т.д…

  9. «Упиралась читать» — извините за нечёткое выражение: я не хотела читать книгу с таким названием. Из каких-то своих детских предубеждений: что за Васёк какой-то… Потом долго это была моя любимая книжка.

    • Спасибо за рекомендацию! Валентина Осеева -замечательный автор книг для детей школьного возраста! Я в детстве читала ее повесть «Динка» (а «Васек Трубачев и его товарищи»- нет, возможно, что тоже название не понравилось).

      • Динка! Одна из самых моих любимых детских книг! С таким удовольствием про ее взрывной характер читала, уже позже поняла, что там речь и о революционерах шла — поначалу эта информация вообще не воспринималась.

  10. Очень хорошая статья. Беседовать с детьми о войне нужно обязательно, чтобы они знали историю народа, его подвиги.
    Моей внучке 7 лет уже. Мы в прошлом году ходили на 9 мая на парад, в этом тоже были. Она видела Бессмертный полк, мы дарили цветы ветеранам, возложили их на мемориал Славы.
    Часто ходим в город, к памятнику-у нас в центре стоит танк, и горит вечный огонь.
    перед 9 мая мы вместе смотрели фильм детский о девочке в блокадном Ленинграде. Внучка смотрела очень внимательно, спрашивала.
    И фильмы можно подобрать для детей о войне, и книги тоже.
    Я сама в своем детстве очень много книг о войне читала. В старших классах читала »Нюрнбергский процесс». Страшно, конечно, было это все читать.

    • Раньше очень много фильмов о войне по ТВ показывали (я одно время даже перенасыщенность чувствовала). А сейчас это — редкость! Приходится выискивать среди новых материалов то, что подходит детям, хотя встречаются и старые известные фильмы и песни.

  11. Очень нужную тему вы подняли. Дети должны знать историю семьи, страны, города, а героические её страницы тем более. С моей точки зрения очень хорошо начинать рассказы детям про их сверстников, про пионеров героев. Рассказы о детях воспринимаются ребёнком легче. С возрастом более серьёзные рассказы и книги предлагать. Я в этом году передала на хранение все награды моего отца своему внуку, а его отец, он военнослужащий провёл вместе со мной беседу о значимости этих наград, за какие подвиги какая даётся награда. Даже не ожидала, что он так серьёзно отнесётся к полученным им наградам. Мы сказали, что теперь он наследник всех наград.

    • «Наследник всех наград» — вот какой ответственный поворот в восприятии военного прошлого!

  12. Само по-себе дико звучит «Привить уважение к войне». Она страшна во всех проявлениях и дети не должны привыкать убивать в играх на планшетах. Именно там воспитывается безразличие к убийству. А память детям прививать нужно. Лучше по семейным архивам и историям, пусть даже с елейным концом. Про своих -доходчивее. Вот я и иду в школы с папиными архивными документами. Внук сказал,что не хочет быть авиаконструктором. Он плохо знает математику и боится, что из-за него разобьется самолет и погибнет человек. НА что умный дядя заметил:» Сразу видно,что не полон ума». Вот так,

    • Уважение должно быть не к войне, а к ветеранам войны, к тем кто это все стойко вынес и добился Победы для всех будущих поколений! (Думаю, что кто-то просто не точно выразил свою мысль)

    • Да, игры-стрелялки прививают безразличие к убийству!
      Поэтому важно, чтобы ребенок понимал, что настоящее убийство- это страшная вещь!

  13. Говорить с детьми о войне нужно для того, чтобы не допустить того, что было и остановить то, что сейчас происходит по всему миру, ведь дети это наше будущее.

  14. Говорить нужно обязательно, дети должны знать, что пришлось пережить их дедушкам и бабушкам. И что они должны гордиться своими родными. Это ведь их история… героическая история.
    Почитайте им еще рассказ Погодина «Суп послевоенный».

  15. К сожалению избежать воин не получается, а наши дети должны знать по книгам и только по книгам и рассказам, что это такое, но не жить в ней.

  16. О таком беседовать очень сложно… Нужно как-то передать всю серьезность ситуации, чтобы ребенок понял, что это не шутки и все было на самом деле. Но и пугать не хочется, так как детки очень ранимые

  17. Сегодня буду с ребенком беседовать на эту тему. Тема сложная, но нужно сделать это. Ребенку нужно объяснить, что и почему происходит.

  18. Как поется в песни: никто не забыт, ничто не забыто. Если не проводить беседу с детьми и подростками о войне, о героях, об их подвигах, то все порастет быльем. Скоро совсем не останется очевидцев и вся ответственность о информативности ляжет на плечи родителей и учителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


8 − = семь

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>