Крым. Экскурсии по Евпатории. Восточные мотивы.

Многие любят экскурсии. Но больше любят смотреть, а внимательно слушать экскурсовода не хватает терпения потому что или плохо слышно, или неинтересно.

А как сделать так, чтобы хотелось слушать ведущего экскурсию, чтобы “погрузиться” в старинную эпоху не умом, а сердцем!

Каким способом достичь этого? Кому это удавалось?

Есть в Евпатории одна такая экскурсия, где между историческими рассказами звучит старинная музыка, затем — ритуальные танцы, и опять  - рассказ о философии и легендах.

К тому же, сама экскурсовод одета соответственно той эпохе: в челме и длинной белой юбке. И посетителям настоятельно предлагают чтить традиции, принимающего гостей дома: женщинам одеть поверх своей одежды длинные юбки , а голову покрыть платком.

Экскурсия эта — в далекие 15 -16 века, когда Турция захватила греческие города на побережье Крыма и подчинила себе потомков Золотой Орды. Затем за военными гарнизонами (для их обслуживания) в Крым стали постепенно прибывать люди мирных профессий. А за ними шли искатели заработка и приключений и, конечно же, — любопытные странники.

А теперь включим музыкальную видеозапись и под звуки восточной музыки мысленно представим себе жаркую пустыню и одинокого путника, который неторопливо идет от одного города к другому, от одного храма к другому.

«Если дорога не ведет к храму, то зачем она нужна?!”

Конечно же, мусульманам сразу же понадобились мечети, хотя бы маленькие. На макете старого города такие маленькие мечети, с одним минаретом, расположены почти в каждом квартале.

Фрагмент макета Гезлева, где видны одиночные минареты.

К одной из них и ведет эта экскурсия. Это мечеть Шукурулла-Эфенди, построенная в конце 15 века или в начале 16 века (изредка проходит название «Джума- Джами»).

Хотя мечеть перестраивалась в 17 веке, до наших дней она не сохранила целостности. 

Минарет ее сохранился лучше, но тоже без нарядной верхушки (ее нам показали в конце экскурсии в небольшом Музее Этнографии, расположенном на той же территории).

Крым. Евпатория. Верхушка минарета мечети Шукурулла-Эфенди в музее этнографии

А совсем рядом с минаретом стоит достаточно хорошо сохранившееся здание. Это  - обитель дервишей, восточных странствующих монахов (“Текие дервишей” - на тюркском языке)

Крым. Евпатория. Текие дервишей (обитель странствующих монахов) XV век.

Крым. Евпатория. Минарет мечети Шукурулла-Эфенди и Текие дервишей, XV век.

Внизу здания видны маленькие оконца, это- окошки из келей дервишей.

Кто такие дервиши?

Их только с определенной “натяжкой” можно назвать монахами.

Они “в миру и не от мира сего!”.

Они умели врачевать, обычно знали плотницкое и гончарное дело, они не чурались работы.

Дервиши были религиозными философами, а иногда и поэтами! Люди искали у них мудрости.

Они не просили подаяния ! Но люди их так почитали, что сами просили взять у них подаяние!

И вот, склоняя головы перед невысоким проемом, мы входим в их обитель.

             Крым. Евпатория. Внутри Текие дервишей.

По периметру центрального зала видны входы в аскетические жилища дервишей. Единственное украшение этого, гармонично спланированного здания, — витражи в окнах.

И опять звучит музыка. Нам показывают ритуальный танец, с помощью которого дервиши “входили в транс” для общения с Богом. Для этого одну руку они поднимали к небесам, а другую опускали вниз к земле, как бы пропуская сквозь себя небесную энергию и уводя ее в Землю. Дервиши могли так кружиться несколько часов, а то и всю ночь. Сначала медленно, затем все быстрее и быстрее. Разумеется на этом представлении танец длился недолго.

Нам поведали легенду о самом уважаемом дервише Гезлева - Атеш Деде.

Он верил, что все люди добры. Но они могут ошибаться на пути добра. А так как они разумны, то стоит им только объяснить их ошибки и они перестанут вершить зло. Тогда его попросили уговорить разбойников не нападать на город.

Когда же он ночью встретил в степи разбойников, конечно же, они не стали его слушать, а связали и бросили его в костер. Но Деде вышел из костра с развязанными руками. Тогда разбойники пали ниц перед ним, как перед святым и стали слушать его речи, и пообещали бросить свое бесчестное ремесло!

С тех пор его в народе стали называть “Атеш Деде”  (Отец Огня). У него было много учеников и он прожил долгую жизнь в Текие дервишей. Здесь расположена и его могила.

Еще, что запомнилось из философии дервишей.

Нам рассказали на экскурсии, что странствуя, дервиши могли зайти помолиться богу в любой храм (то есть в храм любой конфессии).

Они говорили: “Бог — один! Неважно как вы его называете, но Бог — один! И не важно каким путем человек пришел к Богу “ (То есть, неважно через какую церковь, главное, что человек пришел помолиться Богу!)

До чего же злободневно звучат эти слова!!

Но видимо ни тогда, ни сейчас немало людей, которые ради наживы готовы исказить традиционное религиозное учение, чтобы оправдать свои варварские деяния!

Тогда в этом городе с такими замечательными дервишами торговали рабами. Их вели по 10 человек, привязанными друг к другу веревкой за шею! (Примерно так описывал невольничий рынок Гезлева в 1542 — 1543 гг. Михалон Литвин — посол Великого княжества Литовского в Крымском ханстве в своих записках »О нравах татар, литовцев и московитян»).

Ради этой торговли постоянно совершались разбойные набеги в Донские и Приднепровские степи! Меня шокировала хронология крымско-ногайских набегов на Русь (1480 г. — 1769 г.), данная в Википедии. Получается, что набеги повторялись регулярно около 300 лет: почти каждый год или через год (редко делался перерыв на несколько лет)!!

Здесь, скорее всего, (в 1517 -1520 г) была продана в рабство известная нам по одноименному фильму, Роксолана, дочь священника из Западной Украины. Ей повезло: она стала женой султана, а скольким не повезло!!

По данным европейских историков, каждый год в Гезлеве  продавалось около 50 -60 тысяч рабов!! Продавали и мужчин, и женщин, и молодых, и не очень, и даже детей!

А в это время дервиши блаженно кружились в своем ритуальном танце, любя только Бога. Действительно: “В миру, но не от мира сего!”

Еще коротко расскажу легенду про известного поэта тех времен Ашика Омера, который родился и умер в Гезлеве (1621 — 1707 гг), хотя большую часть жизни провел в путешествиях.

Его называли Ашиком, что в переводе с тюркского, означает “влюбленный”. Он был влюблен всю жизнь в Бога и в Гурию (Фею), которая явилась ему в отрочестве в тяжелые для него минуты, когда он готов был покончить с собой из-за насмешек мальчишек, так как ему плохо давались науки в медресе. Тогда Гурия ему сказала, что он -другой, у него свой талант! И после он начал сочинять стихи и прожил, любя свою фею около 90 лет!

Ашик Омер тоже был дервишем!

В Евпатории установлен памятник влюбленному поэту. Часто экскурсии по городу заканчиваются у этого памятника. Стоит он вблизи мечети Джума-Джами в городском сквере, где по преданию поэт любил сидеть и смотреть на море.

        Крым. Евпатория. Сквер возле мечети Джума-Джами.

          Крым. Евпатория. Памятник поэту Ашику Омеру.

В руках поэта саз, даренный гурией ему,

Он не поет! Весь лик его задумчив!

И нежных песен не рифмует он…

«Что-то с миром случилось: в нем нету покоя…

Справедливость исчезла — ведь время такое…

Совершенство в нужде, а ничтожество в славе,

Торжествует любовь лишь в богатой оправе»

Звучит вполне современно! Этот дервиш не был оторванным от реальности!!

BiletyPlus

Понравилась статья ? Расскажите друзьям.
Приглашаю к общению

Крым. Экскурсии по Евпатории. Восточные мотивы.: 16 комментариев

  1. Хочу привести полный текст этого стихотворения:

    «Что-то с миром случилось: в нем нету покоя,
    Благородство и честность пропало куда-то,
    Справедливость исчезла — ведь время такое,
    Что никто не жалеет ни друга, ни брата.
    Все кичливыми стали, а чем тут гордиться,
    Если в душах одна лишь жестокость таится?
    Все к наживе и к роскоши стали стремиться,
    Забывая о сердце, — какая утрата!

    Совершенство в нужде, а ничтожество в славе,
    Торжествует любовь лишь в богатой оправе,
    Но Омер, ведь на Бога пенять мы не вправе,
    Люди сами в несчастьях своих виноваты.»

  2. Я отдыхала к Крыму, давненько правда. Саму Евпаторию не посещали, поэтому спасибо большое за такой подробный красочный рассказ, очень хочется снова вернуться в Крым. И показать эту красоту сыну.

    • Да, когда есть кому показать,это — дополнительный стимул! У меня был перерыв в посещении Крыма очень большой (с маленькими детьми не ездила, пару раз была на Азовском море). Но зато как трогательно было узнавать те места и тропки, по которым когда-то ходила и показывать их дочке!

  3. Времена меняются, меняются и интересы людей, раньше не было такой экскурсии по Евпатории, она появилась недавно, именно в таком виде и сразу стала пользоваться спросом. Я тоже в начале этого месяца побывала на этой экскурсии, показывала своей гостье Евпаторию, сейчас она уже уехала на Урал.
    Ей очень тоже понравилась Евпатория и экскурсия по старому городу, с просмотром танцев Дервишей. Историю своей страны знать надо и изучаешь её вот на таких экскурсиях. Спасибо Наташа за интересную статью.

  4. Интересная экскурсия, с музыкой, с танцами. Настоящее представление. Во время такой экскурсии, действительно происходит полное погружение в историю тех мест, даже не просто в историю, а в ту жизнь.

  5. Совершенно очарована танцем, как это возможно вообще, так кружится…Я видела что-то подобное в Египте, там целый рассказ, а не просто танец

  6. Такая экскурсия, конечно, будет не скучной. Одеяние, музыка чудесная, очень все завораживает.
    И стихи чудесные, злободневные. Действительно, люди сами виноваты в своих несчастьях..
    Красивые легенды. спасибо, Наталия. С удовольствием окунулась в историю.

  7. Спасибо, Наталия, за восточные исторические мотивы! очень интересно и познавательно! Скопировала стихотворение в свой блокнот…Как красиво и сложено повествование…Да, все, о чем в этом послании из прошлого говорится очень отражает нашу действительность…Так было и так есть сейчас к сожалению…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


один × = 4

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>