Можем ли мы требовать от ребенка абсолютного и немедленного послушания ?
С нравственной точки зрения, это- подавление его “Я”, его свободы, инициативы, творчества. И непослушный ребенок протестует против этого.
С объективной точки зрения — нервная система ребенка до 7 лет очень подвижна, легко ранима, ребенку тяжело себя затормозить, процессы возбуждения в определенной степени преобладают над процессами торможения (у каждого в разной степени), особенно сильно это отмечается в раннем возрасте, до 2-3 лет.
Всему этому есть физиологическое объяснение (что очень важно знать, чтобы понять, почему Ваш ребенок — непослушный).
У взрослого человека нервные волокна покрыты защитным слоем. У маленького ребенка этот слой незначителен (точнее — в отдельных участках головного мозга в разное время это покрытие достигает определенного уровня).
Мы знаем, что сигналы нервной системы передаются с помощью биоимпульсов. С точки зрения биофизики, нерв человека — это проводник, по которому передаются биотоки. А вокруг проводника с током образуется электромагнитное поле (маленькое, но оно существует!) У ребенка эти проводники,т.е.нервы, плохо изолированы. Поэтому неослабленное изоляцией электромагнитное поле влияет на близлежащие проводники с током (такие же плохо изолированные нервы) и на них индуцируются биотоки.
Поэтому сильное возбуждение может передаться на большую часть головного мозга.
Бывает, когда что-то расстроит маленького ребенка, потом ему все — не так! Это значит, что пошло перевозбуждение (при этом лучше ребенка оставить в покое на некоторое время и выйти из комнаты).
Процесс покрытия нервных волокон защитным слоем называется миелинизацией.
К моменту рождения этот процесс уже прошел в периферической нервной системе и спинном мозге, а в головном мозге — только начался и достигнет заметных результатов только к 2 — 3 годам.
А к 7 годам у здорового ребенка защитный слой достигает такой толщины, которая обеспечивает достаточную устойчивость нервной системы, что позволяет ребенку успешно учиться в школе (см.“О связи психологической и физиологической готовности к ребенка к школе” — http://pomogizdorowyu.ru/?p=2716#more-2716).
Но это не значит, что маленькому ребенку можно позволять все!
Надо создавать ему такие условия, чтобы не было лишних запретов, не было лишних соблазнов, а требования, которые выдвигаются к нему были - посильны, тогда вашему непослушному ребенку легче будет стать послушным.
Конкретнее, для этого надо:
1. Сначала убрать из детской комнаты все лишнее: (технические средства, легко бьющиеся вещи, острые и режущие предметы, деньги и документы).
2. Ничего не делать в присутствии ребенка такого, чего нельзя делать ему самому (резать, фотографировать и т. п.). Иначе у Вас должен быть для ребенка детский пластиковый нож, игрушечный фотоаппарат и даже игрушечный ноутбук.
3. Постепенно расширять доступ к запрещенным вещам под внимательным присмотром.
Так, например, можно позволить 3-х летнему ребенку, сидя за столом вместе с Вами, резать пластиковым ножом овощи для винегрета (вареные овощи легче режутся). Позже, когда ребенок уже умеет держать нож и может некоторое время спокойно заниматься этим процессом, можно доверить ему металлический неострый нож для нарезки яблок для пирога (только нужно почистить яблоки и порезать на крупные куски, а ребенок порежет их на более мелкие).
4. Требования, выдвигаемые перед ребенком, обязательно надо объяснять, тогда их легче выполнять, не чувствуя насилия, а сознавая их необходимость (например, почему надо мыть руки перед едой).
5. Выдвигать только посильные для ребенка требования и создавать условия для их выполнения.
Например, если ребенок целый день играет, то к концу дня может быть разбросана масса игрушек, и даже Вам не захочется с ними возиться и все складывать (хотя Вы понимаете, что надо!) А ребенок должен все это убирать?!
Хотя это и его обязанность, но надо так организовать хранение игрушек и игру в течение дня, чтобы не накапливалась гора разбросанных игрушек.
Удобно хранить игрушки в коробках или пластиковых корзинах в шкафу, рассортированными по тематике.
Даем ребенку для игры только одну корзину, через 20-30 минут возможно у него потеряется интерес к этой игре.
Тогда обещаем ему другую игру достать, только после того, как он соберет игрушки в корзину. (Так как игрушек в одной корзине не так много, то их не трудно собрать и ребенку несложно Вас послушаться).
6. Обязательно надо помогать ему выполнять свои обязанности (с одной стороны мы учим ребенка как это надо делать, с другой стороны-помогаем). Вдвоем с мамой он с удовольствием соберет игрушки, а один-нет!
7. Как можно чаще выполнение обязанностей проводить в игровой форме. (Куклы — укладываются спать, машинки- уезжают в гараж и т.п.)
Надо обязательно сказать почему надо прервать игру, чем будем дальше заниматься и что в этом хорошего, заинтересовать его.
И обязательно дать несколько минут на то, чтобы переключиться. (Но говорить ему: «Через 5 минут уходим домой” почти бесполезно. Ребенок не понимает сколько длятся - 5 минут (разве что периодически напоминая ему: одна минута прошла, вторая минута прошла и т.д., но так Вы превращаетесь в надзирателя.)
Намного лучше связать окончание игры с определенным процессом: сделать еще 3 куличика или достроить башню и т.п.
Но лучше даже не перебивать строительство башни словами (пусть ребенок приучается завершать начатое дело).
Хорошо бы его еще и похвалить за то, как он хорошо построил башню или сделал куличики (для него это — достижение).
А вот затем надо быстро переключить внимание ребенка на другое, нужное Вам, дело, заинтересовать его.
Тогда ребенок почувствует, что Вы с определенным уважением относитесь к тому, что он делает. Это очень важно для формирования личности ребенка, для того, чтобы он рос с уважением к себе и другим людям.
От этого зависит как будут складываться ваши отношения с ребенком. Вы должны быть добрым наставником, а не надзирателем.
Ведь Вы не хотите, чтобы у Вашего любимого, но пока еще, непослушного ребенка накапливалась обида или возникало желание мести!
Кроме этих рекомендаций, надо, конечно, придерживаться основных принципов воспитания, о которых я писала в статьях:
«Когда и в какой детсад отдавать ребенка»-http://pomogizdorowyu.ru/?p=2791#more-2791;
«Кому доверить ребенка после 2 лет: маме, няне или бабушке» - http://pomogizdorowyu.ru/?p=2842#more-2842.
И еще один физиологический аспект проблемы с непослушным ребенком.
Вы обратили внимание, что полные дети более усидчивы, более послушны, чем худые? Многие принимают это, как определенную закономерность.
Я считаю, что это можно объяснить тем, что полные больше употребляют жирной пищи, содержащей лецитин, из которого в основном состоит защитный миелиновый слой, которым покрываются нервные волокна. Благодаря этому полный ребенок более уравновешен и усидчив.
Поэтому советую обратить внимание на питание ребенка. Оно должно быть полноценным, содержать сливочное и растительное масло, рыбий жир в разумных дозах.
Но миелин состоит не только из жиров, он имеет и белковые прослойки. Поэтому полезны будут: говядина, печень и яйца, сыр, бобовые.
Полезны для нервной системы: отруби пшеницы, гречка, морковь и капуста.
(Я не агитирую перекармливать, а соблюдать возрастную норму).
Особое внимание питанию требуется при искусственном вскармливании, когда ребенок не получил материнского молока и молозива, а вместе с ними необходимых аминокислот и информации для иммунной системы (см. «Иммунитет ребенка и трансфер фактор»- http://pomogizdorowyu.ru/?p=753#more-753).
Ослабленным детям для поддержания организма (нервной системы и иммунитета) показано молозиво коров, еще эффективнее — его отфильтрованная часть, содержащая мельчайшие молекулы 40 аминокислот, которые питают нервную систему и участвуют в переносе сигналов иммунной системы, поэтому называются трансфер факторами.
Подробнее о пользе применения трансфер фактора из молозива коров для ребенка написано в статье «Детские стрессы и иммунитет ребенка» - http://pomogizdorowyu.ru/?p=2044#more-2044.
Поверьте, с применением трансфер фактора из молозива коров Вы быстрее справитесь с непослушным ребенком, и милое лицо вашего дитя не будет искажать мина обиды или упрямства и злобы, потому, что трансфер фактор способствует выработке эндорфинов — «гармонов счастья».
Несколько примеров из жизни даны в статье «Непослушные дети: шалуны и капризули» — http://pomogizdorowyu.ru/?p=3045#more-3045.
Примечание. В статье использовались следующие фото материалы: фото №1 - http://www.odnoklassniki.ru/doktorkoma/album/50490437009537/501693463681; фото №2 - http://www.odnoklassniki.ru/doktorkoma/album/50490437009537/496454932353; фото №3 - http://fotki.yandex.ru/users/n-gutko/view/487318; фото №4 — DSC_0305-002.jpg (автор-Зеленский Александр).
Требовать от ребенка постоянного послушания нельзя. Это даже против его природы. Дети не могут быть смирными и послушными, они, наоборот должны быть активными и любознательными. Но, конечно, рамки предела нужно выставлять, причем, в некоторых вещах довольно жесткие.
Очень хорошие советы для родителей. Часто они, не зная физиологии, не понимают, что происходит с ребенком, и делают только хуже. Важно внимательно отнестись к малышу, помочь ему, поддержать.
Согласна с автором: ребенку нельзя позволять все. писала подобные статьи