Традиционно при подготовке к школе максимальное внимание уделяется интеллектуальной подготовке.
Но, в наш бурный технический век, когда многие дошкольники уже пользуются мобильными телефонами, компьютерами и планшетами, резко увеличилось противоречие между умственным и физиологическим развитием.
И как следствие этого, отстает психологическая готовность ребенка к школе.
Что значит физиологическая готовность ребенка к школе?
Это значит, что в организме ребенка должны произойти определенные возрастные физиологические процессы, необходимые для успешного начала обучения в школе.
У здорового ребенка эти процессы, как правило, завершаются к семи годам. Вот почему рекомендуется именно после исполнения 7 лет отдавать ребенка в школу.
Какие физиологические процессы в организме ребенка должны завершиться до поступления в школу?
Прежде всего, иммунная система ребенка должна окрепнуть, точнее, должен сформироваться Т-иммунитет, отвечающий за выработку Т-лимфоцитов. Ребенок должен справляться с болезнями за 3-7 дней. (Длительные болезни плохо отразятся на учебе).
Во-вторых, должен окрепнуть костно-мышечный аппарат ребенка, чтобы держать ровно спину во время сидения, чтобы не было искривления позвоночника, приводящего к ряду болезней.
Должны быть достаточно развиты мышцы пальцев руки, чтобы крепко и долго держать ручку во время письма.
(Одним из важных показателей нормального кальциевого обмена является смена нескольких молочных зубов в период с 6 до 7 лет).
В третьих, речевой и слуховой аппарат ребенка также должен достичь достаточного уровня, чтобы заниматься чтением и фонетикой.
Но самое главное, для обучения это - развитие определенных структур мозга и процесс миелинизации нервных волокон, при котором они покрываются защитным слоем, состоящем в основном из лецитина.
Тест на определение физиологической готовности ребенка к школе (филлипинский тест):
- вытянуть правую руку вверх;
- согнуть ее над головой;
- достать пальцами согнутой руки ухо (правой рукой достать левое ухо);
- затем вытянуть вверх левую руку;
- согнуть ее над головой;
- достать пальцами согнутой руки ухо (левой рукой достать правое ухо).
Если ребенок легко достает свое ухо (не прогибаясь, не наклоняясь), значит тест — пройден.
Если с первой попытки это не получается, ребенок с трудом еле-еле дотягивается до уха, то такой ребенок физиологически не вполне готов к школе.
Дело в том, что соответствующее развитие определенных структур мозга совпадает по времени с удлинением конечностей (рук и ног).
При этом, по-моему, надо еще учитывать тип телосложения, который, как правило, наследуется от родителей. Так дети, астенического склада (худые и высокие) могут достать таким образом до нижнего края уха (до мочки), другие — до середины уха или только до верхнего края уха.
Но этот тест не укажет на проблемы с миелинизацией нервов (покрытия их лецитиновым слоем).
Если ребенок плохо питался или были проблемы с пищеварением (худые дети), то у такого ребенка процесс миелинизации может затормозиться. А это значит, что к семи годам защитный слой будет меньше необходимого, что отрицательно скажется на способности ребенка концентрировать внимание и спокойно сидеть на уроке, то есть - сдерживать и контролировать себя. У такого ребенка, как правило, повышена возбудимость и неокрепшая психика (подробнее о важности миелинизации см. «Детские стрессы и иммунитет ребенка» - http://pomogizdorowyu.ru/?p=2044#more-2044).
Особенного внимания требуют дети, рожденные осенью, так как часто они идут в школу, не достигнув 7 лет (а значит миелинизация не достигла нужного уровня).
Если ребенок пойдет в школу раньше 7 лет, он, скорей всего, будет отставать от одноклассников на уроках физкультуры, что в свою очередь будет угнетать и так чрезмерно чувствительную нервную систему и психику.
Практически не возможна хорошая психологическая готовность ребенка к школе при незавершенной физиологической готовности.
Кроме того, существует вирус, разрушающий слой миелинизации, что может привести к трудноизлечимому заболеванию- рассеянному склерозу.
Резкие колебания настроения могут быть и при хроническом недостатке в воде лития (полезны фильтры воды с горными камушками).
Поэтому очень важно неформально подойти к медосмотру перед школой и при малейших сомнениях дополнительно проконсультироваться у платного врача, который может уделить больше внимания.
На что надо обратить внимание перед походом к невропатологу:
- как долго может ребенок заниматься одним и тем же делом (на сколько он усидчив), ведь ему нужно будет высидеть 35 минут на уроке;
- хорошая ли у ребенка память (зрительная и слуховая);
- не бывает ли у него головных болей;
- какие у него были травмы головы и позвоночника;
- легко ли ребенок засыпает и просыпается;
- хорошая ли координация движений у ребенка.
Отдельного внимания со стороны взрослых заслуживает:
- агрессивность ребенка,
- плаксивость, повышенная обидчивость.
Об этом обязательно надо сказать невропатологу и, если он посчитает нужным, то направит к детскому психиатру.
Советую не стесняться консультаций этих специалистов (можно обратиться в частную клинику, чтобы медицинская карточка ребенка была чистой от “клейма” психиатра).
Довольно часто лечение, назначенное невропатологом помогает избавиться и от проблем психики (часто врачи рекомендуют детям глицин, витамины и лецитин, как биологически активную добавку к пище, не прибегая к другим препаратам).
Также полезна консультация психолога, если, например, ребенок не умеет договариваться с детьми или есть другие психологические проблемы.
Но лучше прежде всего посетить детского невропатолога и детского психиатра. Возможно, что после проведенного лечения психолог и не нужен будет . Но все же советы психолога всегда полезны, так как родители не являются профессионалами в этой области.
Важно объяснить ребенку, для чего нужно ходить в школу и что в учебе интересного, чтобы он хотел идти в школу и был готов ради учебы ограничивать себя в играх.
Вот на такое сознательное самоограничение (при соответствующем воспитании) способна только развитая нервная система с достаточным уровнем миелинизации.
(Кстати, в определенной степени подготовкой к школе может быть игра «в школу» с куклами, когда мама- учитель, а ребенок и куклы- ученики).
Не стоит перегружать ребенка посещением различных кружков и секций. У ребенка должно оставаться время, когда он предоставлен сам себе и делает то, что хочет.
Ранняя специализация (с 5-6 лет) может вызвать раннее утомление. Не редко родители в стремлении вырастить гения, полностью лишают ребенка радости беззаботного детства.
Все чаще современные родители задают себе вопрос: ”Что важнее: вырастить ребенка успешным или счастливым?”
Каждый по-своему решает этот вопрос, старается найти определенный баланс в развитии способностей ребенка, гармонизировать его жизнь также, как и свою.
Важно адекватно оценить способности ребенка и нацелить его на успех согласно способностям (например, сказать: “Если с первого раза у тебя не все получится, то в другой раз ты постараешься и обязательно получится лучше!”).
Но не возможно быть ни успешным, ни счастливым со слабой нервной системой и психикой.
Поэтому необходима профилактика нервных и психических заболеваний, своевременные консультации у специалистов.
Для этого необходимы:
- правильный режим дня (дневной отдых);
- частые прогулки (кислород необходим для всех жизненных процессов, в том числе для психики и хорошей памяти);
- водные процедуры по согласованию с педиатром и невропатологом (теплые ванны или душ);
- спокойная обстановка в семье, исключение страшных фильмов и видео игр;
- занятия, улучшающие координацию и мелкую моторику, что способствует развитию нервной системы, улучшает кровоток и обмен веществ в различных отделах мозга, в ряде случаев по рекомендации врача — массаж;
- занятия физкультурой (но без изматывающего нервы и весь организм спорта), идеальны — плавание, лыжи, спортивные игры на свежем воздухе;
- полноценное питание (минерализованная питьевая вода, продукты содержащие лецитин: яйца и печень, бобовые, особенно соя, жиры: подсолнечное и сливочное масло, рыбий жир, сыр, арахис, говядина, гречка, отруби пшеницы, капуста и морковь), в отдельных случаях пищевые добавки с лецитином, например, мозговые капсулы фирмы Тянь Ши;
- средства, укрепляющие иммунитет, так как частые болезни изматывают нервную систему.
На клеточном уровне эти молекулы участвуют в передаче иммунного ответа (уничтожить врага или прекратить воспаление) (см. «Иммунитет ребенка и трансфер фактор» - http://pomogizdorowyu.ru/?p=753#more-753).
На биохимическом уровне, принимая трансфер фактор, ребенок получает для питания нервной системы и всего организма 40 аминокислот (см. “Детские стрессы и иммунитет ребенка” -http://pomogizdorowyu.ru/?p=2044#more-2044 ).
Об этом убедительно говорит Светлана Степаненко, детский психиатр с большим стажем работы (см. ниже видео). Она предпочитает лечить детей натуральными препаратами и травами, которые укрепляют детскую нервную систему и психику, а не тормозят ее и не оказывают побочного действия на почки и печень.
Трансфер фактор из молозива коров производится фирмой «4life Research».
Часто достаточно принимать по 1 капсуле трансфер фактора 2-3 раза в день в течение 1-3 месяцев, хотя в отдельных случаях его назначают по 2 и даже по 3 капсулы.
С помощью этого натурального средства можно обеспечить своевременную физиологическую и психологическую готовность ребенка к школе.
Примечательно, что трансфер фактор можно, и более того, — рекомендуется применять при аутоиммунных заболеваниях, что выгодно отличает его от многих иммуномодуляторов (см. «Иммунитет ребенка и трансфер фактор» — http://pomogizdorowyu.ru/?p=753#more-753 и «Аллергический насморк (поллиноз), симптомы и новые методы лечения» -http://pomogizdorowyu.ru/?p=862#more-862).
Внимательно прочитала статью. В этом году дочку заканчивает первый класс. Нам помогло, то что она ходила в подготовку. Первые четверти проблем не было. Наоборот ребенку все нравилось. А вот в конце третьей четверти ее желание учиться поубавилось. Стала невнимательной, даже рассеянной. Из- за этого хуже запоминать или понимать. На помощь пришли желейные мишки. Беби Формула с глицином. Отличный состав витамин: глицин, экстракты мяты и мелиссы, магний, витамин B6. Повышает концентрацию внимания. Усидчивость. Стимулирует умственную деятельность. Поддерживает нервную систему ребенка при повышенных нагрузках. Я решила, что не помешает ребенку немного помочь. А дочка с удовольствием жевала мишек. Одного перед школой, утром. Второго вечером, перед сном. Ожидание было оправданно.
Спасибо, что поделились своим опытом! Да, бывает, что нужно поддержать силы ребенка дополнительным питанием всего организма и нервной системы, в частности. А «желейные мишки» содержат именно такой полезный состав!